Грузия 2016, Сванетия

Путешествия  70ка Грузия

В Сванетию, а конкретно в Ушгли можно попасть с запада мимо Ингурского водохранилища и Местии, или с юга, но с большим крюком, через Цагери, Лентехи и перевал Загар. Первый вариант наиболее популярен среди туристов, так как до Местии и даже немного дальше хороший асфальт, а дальше - более менее терпимый грейдер. Второй вариант кажется короче, если ехать из/в Тбилиси, но после Лентехи дорога представляет собой убитый, а местами очень убитый просёлок. Но ещё есть третий вариант: срезать напрямки через перевал Латпари (2830 м). Этот перевал воспет во многих отчётах внедорожных путешественников, как крайне сложный и опасный, а так же дарящий невообразимо красивые виды тем, кто решится на него забраться.

Конечно я решил ехать через Латпари, ведь перевал Обано мне показался недостаточно сложным. Но прежде, чем рассказать о нём, хочется поведать одну интересную историю.

Я не знал, что нас ждёт на перевале и где там в Сванетии ближайшая заправка, поэтому хотел залить полный бак до него. Убедившись по карте, что цивилизация в виде последней заправки кончается в Лентехи я вознамерился сделать это там. Подъехав к ней я не обнаружил ни души, всё было закрыто, но наличие питания на колонках говорило о том, что она не заброшена. Мы проехали дальше, до центра поселения, там на карте была нарисована ещё одна заправка, но оказалось, что это не так. В самом центре расположена небольшая круговая площадь, на которой стояли частные таксисты в ожидании пассажиров. Понимая, что больше заправок я не найду, я развернулся перед ними и поехал обратно. Вернувшись на заправку я обошёл все строения, даже какой-то домик, в котором явно живёт человек, обслуживающий заправку. Я даже погудел! Никого! Отступать было некуда, и мы поехали обратно к таксистам, чтобы спросить их, как нам быть. Что важно для повествования, от площади до заправки пара километров, и с площади её не видно. Так вот, подхожу я к ним и говорю:

- Я хочу заправиться, но на заправке никого нет.
Один из таксистов в ответ:
- Есть.
Я понимаю, что не понимаю, а может быть они не понимают, всё-таки горы, до цивилизации далеко, а они молодые, молодёжь уже гораздо хуже понимает по-русски. Я повторяю медленнее, а в ответ снова слышу:
Я туплю и снова говорю то же самое. Тут он подымает палец и говорит:
- Я там есть!

И в шлёпках, неспеша, устремляется к заправке... Ах, Грузия!

Но вернёмся к перевалу... По факту дорога через перевал представляет собой хорошо ухоженную техническую дорогу по обслуживанию ЛЭП. Единственная её сложность - это очень сильный уклон на всём протяжении южного склона. И это является сложностью не столько для водителя, сколько для машины, которой постоянно приходится работать на тяжёлых эксплуатационных режимах.

Что касается видов, то... их нет. Сначала вы едете через лес, и ничего не видно, а потом по лысым горам, со скучным видом вокруг.

Единственная радость - это виды на кавказский хребет и ледники с самого перевала. Но, если вы находитесь в Ушгли и не торопитесь домой, лучше туда заехать с севера, а потом вернуться и поехать в Местию.

Устроив небольшую фоттосессию мы поехали вниз в Ушгли, вон оно виднеется вдали:

Спустившись с перевала мы уткнулись в неожиданное препятствие - выезд на основную дорогу был перекрыт воротами, а перед ними валялась огромная свинья с кучей харизматичных хрюшек. Это теперь я уже знаю, что закрытые ворота ничего не значат, а тогда, воспитанный на западных ценностях частной собственности, я не понимал, как я мог оказаться на чьём-то участке, если только-что ехал по дороге.

Хозяев нигде не было видно, поэтому нам пришлось провести сложную операцию по выезду за ворота так, чтобы свиньи не разбежались по всей Сванетии. Оставалось проехать совсем немного, и вот уже нам открывается вид на Ушгли:

Люди, что это?! Ржавые металлические крыши, ужасные современные постройки, синий полиэтилен вместо стен, убогие яркие пластиковые столы и стулья во дворах. Вы же претендуете на икону древней Грузии, сюда же валят толпы туристов приобщиться к истории, а вы устраиваете тут такое!

Проезжаем сквозь деревню, нет желания даже остановиться. Мы понимаем, что люди, восхищающиеся Сванетией, никогда не были в Тушетии... Но у нас есть ещё одна цель - ледник. Я их вообще ни разу не видел, а Татьяна видела их только под снегом, поэтому, тоже не в счёт. Неподалёку находится ледник Шхара, к которому достаточно близко можно подъехать на машине, и мы устремляемся к нему.

От конца дороги до ледника ведёт тропа всего около двух километров, поэтому я изъявил желание дойти до него пешком. Татьяна предположила, что я не пройду и половины, и согласилась. Мы взяли Отто, воду и тёплую одежду и бодро пошли вверх по тропе. Но вскоре утоптанная тропа превратилась сначала в болотистую тропинку, а позже и вовсе изчезла в россыпи хаотично наваленных камней. Остались только изредка начертанные на камнях метки, которые по идее должны были указывать туристам, куда идти. К сожалению, метки стояли слишком редко, чтобы по ним можно было ориентироваться, но, к счастью, у нас был навигатор и я. Идти было всё тяжелее, и Татьяна предложила вернуться. Но у меня уже проснулся азарт, мне хотелось потрогать ледник, да и возвращающиеся от него туристы внушали уверенность, что мы до него дойдём. Я предложил Татьяне подождать меня (что было глупо, учитывая, сколько времени мы в итоге шли к леднику), но она наотрез отказалась отпускать меня одного.

В какой-то момент нам навстречу прошли последние туристы, с ними была небольшая собачонка, я даже сперва решил, что это их собака, но когда она примкнула к нам, они не проявили к ней никакого интереса и проследовали дальше. Увязавшись за нами, собака попыталась прогнать Отто, но я ей быстро объяснил, кто здесь главный, и она тут-же сменила гнев на милость. Так мы и шли вчетвером до ледника.

Подойти к леднику вплотную, чтобы его потрогать, мы не решились - он был весь сверху усыпан камнями, и из-за таяния они периодически срывались с края и с грохотом падали вниз, получить таким по башке не хотелось. Не было бы Отто, можно было бы залезть сбоку наверх, но я и так уже очень переживал за его лапы, которые он с трудом переставлял по скользким шатающимся камням. Случись что, я бы его на руках до машины не донёс.

Ограничившись фотографиями, мы поспешили в обратный путь - закат был уже "не за горами". Где-то посередине пути собака, которую Татьяна уже успела окрестить Тузиком, куда то потерялась. Снова втроём мы успешно добрались до машины, и я предложил заночевать прямо там, посреди гор рядом с рекой. Но, памятуя, какой шум от горных рек, предложил забраться чуть повыше за пригорок.

Расположившись на удобной полянке, мы приступили к привычному лагерному быту - я пошёл добывать огонь, чтобы не замёрзнуть за ужином (что было непросто, учитывая отсутствие растительности), а Татьяна начала готовить ужин (что тоже было непросто, учитывая холод). К нашему удивлению непонятно откуда прибежал Тузик и изъявил желание нас охранять. Отто, до этого времени мирно сопевший у машины после тяжёлой прогулки, встрепенулся, поняв, что он что-то упускает из своих обязанностей, и решительно примкнул к Тузику. Непонятно куда направлявшиеся туристы сразу поняли, что в нашу сторону лучше даже не смотреть.

Как раз к самому красивому закатному времени мы сели ужинать. Открыли заветную бутылочку вкусного вина, положили поесть Отто и Тузику и принялись любоваться окружавшей нас красотой. Вокруг не было ни души, и только блеск далёкого костра напоминал о том, что где-то на этой планете есть люди.

Налюбовавшись на звёзды, мы легли спать. В палатке было всего 3° тепла, но нам не было холодно. Тузик, три раза прокрутившись вокруг себя, улёгся калачиком в густой траве, засунув нос под брюхо. А Отто, голубых кровей, отправился спать в свой мягкий гамак в машине.

Когда я проснулся, солнце было ещё за горами, и вылезать на улицу было зябко. Но только я погулял с Отто, как солнце вышло из-за горы, и я еле успел схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть охватившую ущелье красоту.

После завтрака я устроил фотосессию таниному подарку нам на свадьбу - прекрасным серебряным кубкам:

Если компания Кончо&Ko когда-нибудь захочет использовать её для рекламы, пусть обращается.

Уже собравшись в путь, мы заприметили красивый стог сена и решили устроить ещё одну фотосессию, в стиле вестерна.

Возможно мы были неправы, и стоило посетить ещё какие-нибудь ущелья, но нам больше не хотелось оставаться в Сванетии, и мы отправились к морю. Преодолев долгий путь по грейдеру, мы завернули в Местию пообедать. Несмотря на свою туристическую направленность, город нас не впечатлил. А обслуживание в одном из центральных ресторанов города окончательно испортило настроение. И тут пошёл дождь...

Дорога вниз к морю оказалась на редкость длинной и извилистой. Памятуя горевшие в первый день тормоза, я старался не спешить. По началу я надеялся успеть доехать до Ингурской ГЭС, но стемнело раньше, и пришлось срочно искать ночлег. Мы вспомнили, что в последней горной деревеньке видели гестхаус. Он стоял прямо возле дороги, но деваться было некуда, и мы повернули назад. После долгих уговоров нам всё-таки удалось заселиться с собакой. Нас накормили нехитрым ужином, и мы повалились спать...